ПЕРЕНЕСЕНИЕ КОВЧЕГА ЗАВЕТА ЦАРЕМ ДАВИДОМ В ИЕРУСАЛИМ
Конец 1640-х годов
127 x 178 см
Инв.: 2695
Холст полотняного плетения редкий, дублирован. Живопись под слоем неравномерно потемневшего загрязненного лака. В центре на изображении неба - участок потемневшей реставрационной ретуши.
Сюжет из Ветхого Завета: 2 Цар. 6:1-15. Царь Давид, отвоевавший Иерусалим у филистимлян, стремясь возвысить значение города, перенес туда ковчег Завета, в котором хранились скрижали с десятью заповедями Моисея. Давид в радости «скакал из всей силы пред Господом» (Pigler 1974, I, S. 150f.).
Считалась работой неизвестного мастера XVII века; авторство Гарджуло установил Лазарев (устно, 1930-е) на основании монограммы художника, которой помечены многие из его работ, в том числе две парные композициии - Мучение Святой Агаты и Мучение Святой Урсулы из неаполитанского частного собрания (Civilta del Seicento a Napoli 1984, p. 296-297 ill.).
Художник сформировался в Неаполе, где с 1628 года обучался в мастерской Аньелло Фальконе, а затем начал сотрудничать с Сальватором Розой. Испытал влияние Жака Калло, Стефано делла Беллы, а позднее Иоганна Шёнфельда. В середине 1630-х побывал в Риме, познакомившись там с картинами «бам-боччант». Работал в Неаполе, писал картины и фрески на религиозные и мифологические темы, а также пейзажи.
Полотно из собрания ГМИИ может быть датировано концом 1640-х годов, когда Гарджуло находился в контакте с немецким художником Шёнфельдом, приехавшим в те же годы в Неаполь. Несомненно, ряд мотивов, как, например, фигурные группы второго плана, навеяны виртуозными графическими работами Жака Калло и Стефано делла Беллы, к творчеству которых Гарджуло проявлял большой интерес.
В упомянутых выше парных работах Мучение Святой Агаты и Мучение Святой Урсулы, исполненных в 1640-е годы, художник разрабатывает тот же композиционный прием, что и в картине из ГМИИ, а также вводит сходные фигурные группы второго плана. Подобная стилистическая близость служит подтверждением датировки нашего полотна.
Московская картина демонстрирует не только блестящее мастерство Гарджуло в построении многофигурных сцен, но и его богатый опыт пейзажиста и мастера архитектурных композиций. Он, в частности, завоевал широкую популярность своими картинами, запечатлевшими реальные виды Неаполя. В публикуемой работе, напротив, изображенный на втором плане замок является плодом фантазии автора; и все же отдельные мотивы архитектуры позволяют прямо указать на его прототип - крепость Кастель Нуово в Неаполе.
Происхождение: 1929 пост. из ГМФ (Ново-Девичий монастырь).
Выставки: 1961 Москва. Кат., с. 24-25 ил. (Доменико Гарджуло).
Литература: Кат. ГМИИ 1948, с. 21 (везде -Доменико Гарджуло); Кат. ГМИИ 1957, с. 34; Кат. ГМИИ 1961, с. 48; Виппер 1966, с. 103 ил.; Кат. ГМИИ 1986, с. 51-52; Маркова 1992, с. 278-279 ил.; Путеводитель ГМИИ 1994, с. 132; Sestieri, Dapra 1994, р. 183, № 72; Кат. ГМИИ 1995, с. 144 ил.; Guidebook 1995, р. 129-130; Путеводитель ГМИИ 1998, с. 228; Guidebook 2000, р. 228.