1.Введение
Цель статьи - более детально объяснить принцип работы и настройки агентской схемы телефонии в АСР LANBilling.
Агентская схема телефонии предназначена для взаиморасчётов между операторами связи. При использовании агентской схемы оказания услуг телефонии в АСР LANBilling имеется возможность определения того оператора, который непосредственно оказал услугу абоненту по признаку, находящемуся в первичном массиве данных, поступающих от исполнительных (коммутирующих) устройств АТС - коммутаторов и прочих устройств. Таким признаком может быть номер транка/канала, IP адрес шлюза и т.д.
Зачастую, после настройки "классической" тарификации звонков, перед оператором АТС возникает задача, по передаче вызовов на внешние номера через других вышестоящих операторов связи, а также в необходимости генерации отчётов и взаиморасчётов между участниками, через которых были сделаны вызовы, в конце отчётного периода.
Как пример, оператор местной связи заключает договор с вышестоящим оператором о перенаправлении всех междугородних вызовов по ценам определенным вышестоящим оператором, при этом звонки для абонентов будут тарифицироваться согласно ценам установленным оператором местной связи.
В качестве примера, рассмотрим реализацию агентской схемы работы АСР LANBilling для классической телефонии. Для этого нам понадобится:
-
Непосредственно сама АСР LANBilling, которая запущена и настроена по классической схеме телефонии
-
Лицензия (пакет) в которую входит опция "агентская схема"
-
Непосредственно линия/транк от оператора, через которую будет производится коммутация вызовов.
-
Каталог направлений вышестоящего оператора, подготовленный в соответствующем формате.
2. Настройка
Большинство настроек производиться в административном web интерфейсе АСР LANBilling.
2.1 Активация
По умолчанию агентская схема в АСР LANBilling не активирована. Для активации агентской схемы, в административном интерфейсе АСР необходимо перейти в пункт меню Опции -> Общие, и в настройках установить флаг - “Использовать агентскую схему тарификации в телефонии” (Рис. 1).
Рис. 1
Далее, нам понадобится добавить в схему работы оператора, через которого мы и будем обсчитывать «коммутированные» вызовы.
2.2 Создание объекта Оператор
В АСР для этого предусмотрен специальный тип пользователя “Оператор”, который обладает всем набором свойств, доступных для пользователей типа «Абонент». В частности, оператору могут принадлежать одна или несколько учётных записей, соответствующих тем услугам, которые он предоставляет абонентам. При этом тарификация оператора осуществляется аналогично тарификации абонента, но для оператора результатом расчётов является себестоимость оказанных услуг телефонии (предполагается, что в тарифе «Оператора» указаны именно «закупочные» цены). Как видно этап создания Оператора как и любого абонента разделён на два :
Этап 1 -Создание пользователя с типом оператор
Этап 2 -Создание учётной записи
2.2.1 Создание пользователя с типом Оператор
Для создание пользователя с типом "Оператор", необходимо в административном web интерфейсе выбрать пункт меню “Объекты->Пользователи”, после чего нажать на кнопку “Создать пользователя”. В появившейся форме редактирования Пользователя (Рис. 2) необходимо заполнить следующие поля:
Тип пользователя: Юридическое лицо
Категория: Оператор
Имя компании с формой собственности: задать необходимое название
Договор: задать номер договора и дату
Логин \ Пароль: Логин и Пароль понадобятся для доступа в личный кабинет
Рис. 2
2.2.2 Создание учётной записи Оператора
Для создания учётной записи оператора необходимо выполнить следующие действия:
-
Создать каталог оператора
-
Создать тариф. В данном контексте тариф взаиморасчётов
-
Создать учётную запись и присвоить ей признак оператора , по которому будет происходить тарификация оператора
Создание каталога оператора
Операция создания каталога оператора подразумевает заведение всех возможных направлений по звонкам которые будет обслуживать данный оператор.Для создания каталога необходимо перейти в пункт меню Свойства->Каталоги. В открывшейся форме “Каталоги” необходимо выбрать вновь созданного оператора и нажать на кнопку “Создать новый каталог” (Рис. 3), задать имя каталогу и добавить все направления, с которыми будет работать Оператор (Номер, Класс направления, Описание).
Рис. 3
Введенная информация в каталог потребуется для создания тарифа. Также, для создания каталога, можно воспользоваться кнопкой загрузки из файла (иконка «а» с красной стрелкой (Рис. 4)). Формат файл для загрузки должен быть: ID; Номер; Класс направления; Описание.
Создание Тарифа
Для создания тарифа необходимо в административном интерфейсе перейти в пункт меню Свойства-> Тарифы , и нажать кнопку “Создать”.
Примечание: В данной статье будет приведён пример тарифа, то как он должен быть настроен. Подробнее о тонкостях настройки тарифов можно узнать из документации.
Как правило, тарифы для взаиморасчётов между операторами должны быть без блокировок, так как они необходимы только для определения количества совершенных звонков между операторами, необходимых для последующего расчёта по "закупочным" ценам.
Рассмотрим пример настройки тарифа. В форме редактирования тарифа необходимо указать только название тарифа, остальные значения можно оставить по умолчанию. Далее следует сохранить тариф, вернуться в список тарифов, выбрать вновь созданный тариф, и нажать кнопку редактирования тарифа.
Вернувшись обратно в форму настройки тарифа, необходимо приступить к настройке Категории тарифа (Рис. 4). Для добавления новой категории тарифа другого оператора стоит воспользоваться кнопкой «Добавить» и выбрать имя оператора и его каталог. Далее следует заполнить поля: Описание – фигурирует в отчётности; Цена превышения – фактическая цена за единицу по данной категории; Точность округления (установив значение в 60 секунд, вы задаёте поминутную тарификацию).
Рис. 4
После настройки стоимости тарифа, необходимо привязать направления. Согласно логике работы АСР, при агентской схеме, звонки на вышестоящего оператора будут считаться входящими. Поэтому необходимо перейти на вкладку “Направления: Входящие” и добавить направления, выбрав из каталога оператора созданного ранее. Далее следует нажать кнопку «Сохранить категорию». Данную операцию необходимо повторить для каждого ценового направления внутри конкретного тарифа. По завершении настройки, следует нажать на кнопку “Сохранить”.
После проведения описанных выше необходимых операций, можно приступать непосредственно к созданию учётной записи оператора.
Создание учётной записи оператора
Вернувшись обратно в пункт меню Объекты->Пользователи, необходимо в строке поиска выбрать признак Оператор. В форме отобразится весь список пользователей с признаком “Оператор”, далее следует выбрать необходимого оператора и нажать на пиктограмму “Редактировать”. В открывшейся форме редактирования пользователя необходимо нажать на иконку «Создать учётную запись» и выбрать тип агента, который будет обрабатывать данную учётную запись, договор, тариф (в нашем случае “Взаиморасчёт 2”) и установить блокировку включения учетной записи датой включения абонента.
Признак учётной записи, один из важных пунктов на который следует обратить особое внимание. Важность заключается в том, что Агент тарификации при идентификации звонка может определить оператора по двум признакам:
-
Признак первый - транк исходящей/входящей линии, либо шаблон телефонных номеров
-
Признак второй - каталог оператора
Настройки этих признаков находятся в настройках агента, который производит тарификацию. Принцип выбора следующий - если в завершённом звонке есть явный признак через которого оператора прошёл данный вызов (например, значение транк), то в настройках агента следует указать в поле “Определять оператора:” значение “Признак оператора”
Если по схеме подключений АТС невозможно получить однозначное определение по транк группе, например при вызове используется более чем одна из транзитных АТС, то в настройках агента следует указать в поле “Определять оператора:” значение: “Каталог оператора”.
В зависимости от выбранных настроек агента производятся настройки учётной записи. Так если в настройках агента указан «Признак оператора», то в форме редактирования учетной записи необходимо указать в поле “Устройство” значение “Транк” (Рис. 5). Для этого необходимо в форме редактирования учетной записи нажать кнопку “Добавить Номер\Транк” и в появившейся форме заполнить соответствующие поля:
Поле “Признак:” - необходимо указать значение параметра (trunk in/trunk out), передаваемого из cdr файла
Поле “Устройство:” – необходимо выбрать значение «Транк»
Рис. 5
В случае если в настройках агента определение оператора происходит по «Признак оператора» и необходимо задатаь шаблон телефонных номеров, то тогда в форме редактирования учетной записи необходимо присвоить значения шаблона телефонного номера, по которому будет определяться признак оператора (Рис. 6). В данном случае 8 считается как шаблон телефонных номеров любой длины начинающихся с 8*. Далее следует нажать кнопку «Сохранить», и при необходимости повторить данную процедуру для всех телефонных шаблонов оператора.
Рис. 6
Признак второй.Когда явного признака оператора не удаётся определить через транк , либо шаблоны телефонных номеров.
В данном случае создание учётной записи оператора осушествляеться без особых признаков (поле признак оставить пустым в форме Добавить номер), необходимо указать только агента тарфикации и тариф.
Следующим этапом настройки агентской схемы телефонии является: создание «розничных» тарифов для абонентов и привязка соответствующих учетных записей абонентов к данным тарифам.
В целом процесс создания «розничных» тарифов похож на создание тарифа для операторов за исключением некоторых моментов.
При создании «розничных» тарифов, в форме «Категории» (Рис. 7) необходимо выбрать оператора и его каталог и добавить нужные направления. Далее следует указать розничную цену в поле «Цена превышения» и сохранить категорию. Открыть вкладку «Направления: Исходящие», нажать кнопку «Добавить» и выбрать номер из каталога оператора. Данную операцию следует повторить для всех тарифицируемых направлений, иначе звонки попадут в default категорию (категорию по умолчанию).
Рис. 7
После создания «розничных» тарифов, необходимо приступить к созданию пользователей, учетные записи которых связаны с этими тарифами. В целях экономии места мы не будем подробно описывать данный процесс, подробней можно узнать из руководства по адресу http://20.LANBilling.ru/node/161.
Примечание:
При создании учётной записи обязательными параметрами являются: тариф, а также в контексте телефонии, присвоение идентификатора - номера вызывающей станции (номер А или ANI) абонента.
3. Описание работы агентской схемы телефонии
3.1 Общая информация
Принцип работы агентской схемы телефонии заключаться в следующем: после совершения вызова АСР LANBilling учитывает звонок абонента, как при работе стандартной схемы телефонии, так и для вышестоящего оператора (как входящий звонок от оператора вышестоящему оператору). Подробно процесс тарификации вызова описан в документации по адресу http://20.LANBilling.ru/node/168.
В приведённом разделе документации стоит обратить внимание на пункт 4:
Если используется агентская схема, для каждой учетной записи абонента определяется оператор, обслуживающий данный вызов. Порядок поиска оператора зависит от настройки агента «определять оператора...»:
«определение оператора по признаку». В этом случае требуемый оператор уже есть среди «участников» на противоположном направлении (найден в п.3).
«определения оператора по каталогу». В этом случае признаки в свойствах учетной записи оператора не заданы. Агент производит поиск телефонного кода (набранного номера) в каталогах всех операторов, сконфигурированных в тарифе абонента. Если код найден, соответствующий оператор (точнее, его учетная запись) добавляется к «участникам» вызова на противоположное направление.
Из двух опций наиболей приоритетной, при определение оператора, являеться поиск по транку.Если в случае поиска по транку никаких совпадений не обнаруживается, призводиться поиск по номерам телефонов привязанным к учетным записям различных операторов.
3.2 Обработка нескольких форматов CDR от различных операторов.
Зачастую может возникнуть случай когда оператор получает информацию сразу из нескольких типов различных cdr от вышестоящих операторов.В данном случае необходимо создать несколько агентов тарификации которые будут работать с опеределенным форматом cdr.В данном случае , в следтсвии архитектуры АСР , необходимо создать на каждого пользователя по несколько учётных записей,договоров при этом на всех этих учётных записях необходимо привязать один общий телефонный номер.
Начиная с версии 1.9 build 015 либо 2.0- base-005 и выше возможно создание нескольких агентов с одинковым sysid тем самым позволяет обьеденить процессы первичной обработки, предбилига , тарфикации , как в случае , если бы мы работали с одним агентом.
3.3 Особености тарификации
В таблице детальной статистики например может создаваться до 3х дочерних записей из одного оригинального звонка. Реализованно это с целью реализации полноценного спектра возможностей при использовании межоператоских расчётов.
Например, данные возможности используються в случае необходимости тарфикации одного и того же звонка по различной стоимости для абонента и опреатора.
4.Тестирование
Достаточно частым случаем тарификации телефонии является ситуация, когда звонки были произведены в прошлом, и их необходимо тарифицировать снова, но уже по агентской схеме. В этом случае необходимо запустить перерасчёт статистики по агенту, указав дату, с какой должен пройти перерасчёт. Для этого необходимо:
Выбрать агента. Важно: «Объединение» необходимо указать как «ВСЕ». В поле "Cтатистика" выбрать перерасчёт, после чего запустить перерасчёт.
Если настройка агентской схемы была произведена верно, то мы должны получить на одну учётную запись (логин) несколько записей для каждого Оператора соответственно (Рис. 8).
Рис. 8
Пример отображения статистики звонков по тарифу взаиморасчётов между операторами (Рис. 9).
Рис. 9
5. Заключение
Как видно из данной статьи, АСР LANBilling предоставляет удобные возможности операторам связи при реализации агентской схемы звонков, позволяя производить взаиморасчёты, а также проводить тарификацию между участниками вызовов.При этом определение оператора через которого прошёл звонок определяеться как по признаку (транк\шаблон тел.номеров) , так и не посредственно из тарифа по каталогу при создание направления.